Конкурентная разведка априори легальна, т.е. не нарушает Уголовный Кодекс страны, в которой в данный момент работает.
Однако такая характеристика «большой разведки», как скрытность, ей присуща в полной мере. Причина в том, что если конкурентная разведка будет работать открыто, то, в большинстве случаев, эффективность ее работы резко снизится. Например, потому что просто перекроют каналы, по которым идет получение информации.
А иногда предприятию, в пользу которого работает конкурентная разведка, при ее открытом проведении, может быть причинен ущерб. Например, репутационный. Или же — что ничуть не лучше — конкурентному разведчику «скормят» дезинформацию.
Конечно, ставки конкурентного разведчика не сопоставимы с теми, что у специалистов государственной разведки. Государственные разведчики ходят, в лучшем случае, под угрозой высылки из страны пребывания. В случае «средней паршивости» — под срочным покиданием ее, скажем, в багажнике дипломатического автомобиля. А в худшем — под тюремным сроком или смертной казнью. Да и перевербовка часто оказывается ничуть не лучше всего вышеперечисленного.
Ничего подобного в деятельности легально работающего специалиста конкурентной разведки, к счастью, обычно нет. А скрытность все равно присутствует как важный принцип работы.
Конечно, нет ничего зазорного в том, чтобы рассказать, что специалист отдела маркетинга прошел учебу по конкурентной разведке. Но конкретные дела, которые в данный момент ведет (а часто — и которые ранее вёл) специалист конкурентной разведки лучше держать в тайне.
Ведь недаром девиз, которым руководствуется нелегальная разведка (и первая часть которого вполне применима к разведке конкурентной) звучит так: «Без права на славу. Во славу державы».
Изображение — с сайта falerist.biz