О том, как власти Сысертского района Свердловской области, создали угрозу экологической катастрофы в поселке Бобровском, я уже писал тут и тут. В силу обстоятельств, я, де-факто, возглавил группу жителей поселка, которые эту катастрофу решили не допустить.
В ситуацию вмешался депутат Законодательного Собрания Серебреннников Максим Павлович. Его в Областную Думу избирали, в том числе, и жители Бобровского. Максим Серебренников вынес вопрос на заседание профильного комитета Заксобрания.
Там, под давлением фактов, и администрация Сысертского района, и проектировщики, были вынуждены признать, что участок, который первоначально был ими выбран — не подходит для складирования токсичного ила. Проектировщик, кстати, сказал, что этот ил, в принципе, невозможно никогда сделать пригодным для вывоза на поля — в нем в 6 раз превышено количество металлов и содержатся нефтепродукты.
На заседании Комитета Заксобрания выяснилось также, насколько пренебрежительно относятся в Сысертской администрации к составлению документов. Так, высокопоставленный представитель Минприроды не только указал на этот факт, но и попросил депутатов проконтролировать данный вопрос. Как мне показалось, Сысертские власти, фактически, подставили Минприроды своими действиями.
Как выглядели эти признания представителей Администрации Сысертского городского округа и представителя проектной организации, я показал вот в этом одноминутном ролике (в том числе, и трижды повторив слова, сказанные представителем Сысертской Администрации и проектантом — чтобы потом те не отпирались от сказанного):
А это — более полный ролик, отражающий основные этапы заседания (он и более продолжительный — около 14 минут):
Депутаты Законодательного собрания Свердловской области Максим Серебренников и Георгий Перский поставили вопрос на контроль. При этом Георгий Перский объяснил Администрации и проектировщикам, что не абстрактный комитет, он лично будет контролировать эту ситуацию.
Хочу отметить, что в кулуарах, после заседания, либретто представителя Сысертской Администрации и проектной организации резко отличались от того, что они говорили на заседании комитета.
В частности, в речах представителя Сысертской Администрации звучало явное пренебрежение мнением людей, проживающих в поселке.
А проектант непрерывно пытался найти оправдания тому, почему выбранный ранее участок (тот что на вершине горы, на склоне которой расположен поселок) — нормальное решение. Проектант, например, говорил, что его не интересуют скважины, из которых население берет воду — потому что они не зарегистрированы.
На мой вопрос — также ли ему безразлична судьба колодцев, он ответить не смог. Напомню: колодцы и скважины — единственные источники питьевого водоснабжения в поселке. Других источников там нет вообще. В последние годы, значимость колодцев уменьшилась — ввиду того, что люди пробурили скважины на своих участках. Но, в любом случае, вода и в этих скважинах — верховая, это не артезианские скважины.
Когда представитель проектной организации стал говорить, что можно сделать некие противофильтрационные стенки, Максим Серебренников спросил его — возможно ли, что при паводке ил пойдет через верх? Проектировщик признал, что такое исключить нельзя.
На мой вопрос — сколько лет простоит эта самая стенка, проектировщик точно ответить также не смог. О том, какого качества строения возводят гастарбайтеры я даже не стал говорить, ввиду бесполезности.
При этом, мое предложение чиновникам оплатить доставку на их дачи машин пятнадцати этого самого ила — раз он, по их мнению, такой безвредный, что его можно сложить на горке над поселком — вызвало у них реакцию, мягко говоря, беспокойную. Скажем так, они довольно эмоционально дали понять, что такой подарок не вызовет у них радости.
В общем, у меня сложилось полное впечатление, что и Администрация Сысертского района, и особенно — проектная организация крайне не заинтересованы в изменении места складирования донных отложений. Возможно, проекировщики опасаются, что их заставят бесплатно делать новый проект. Возможно, Сысертская Администрация опасается, что с нее спросят за потраченные впустую средства по участку, который проектировщик однозначно назвал непригодным для складирования ила. Я не знаю. Но видно, что без серьезного воздействия извне, эти люди постараются спустить вопрос на тормозах. А их административный ресурс, на мой взгляд, позволяет получить почти любые справки, которыми затем они смогут прикрывать свои действия — уж что-что, а это чиновники умеют деать виртуозно. И, пожалуй, только публичный контроль за каждым их шагом, может позволить предотвратить такое развитие событий.
Посмотрим, как будет развиваться ситуация.
Наиболее полное описание вчерашнего заседания Комитета Заксобрания в СМИ, на мой взгляд, дало издание «Актуально.ру»:
Смертельный ил
Токсичные отходы у поселка Бобровский перенесут на другое место.
Текст:
Ростислав Журавлев
По рекомендации комитета по аграрной политике,
природопользованию и охране окружающей среды Законодательного Собрания
Свердловской области вопрос о новой площадке для вредных отходов около
поселка Бобровское должен быть решен не позднее 1 декабря. Ситуацию под
контроль взяли депутаты и представители профильного министерства. Однако
ситуация осложняется тем, что на реализацию проекта требуется время, и
главное — финансирование.
Благие намерения правительства Свердловской области по очистке
водохранилищ в Сысертском районе чуть не обернулись для жителей поселка
Бобровский экологической катастрофой. Местные власти не придумали ничего
лучшего, как складировать загрязненный фенолом и тяжелыми металлами ил, на горке прямо над населенным пунктом.
После жалоб местных жителей в ситуацию вмешались региональные власти и
депутаты. Примечательно, что ни министерство, как заказчик ни местные
муниципальные власти не могут внятно ответить на вопрос: как так
произошло, почему заранее не была спрогнозирована эта ситуация.
«Подоплека выбора этого места, наверное, одна – оптимизация расходов», —
предположил депутат Законодательного собрания Свердловской области
Максим Серебреников, избиравшийся от Сысертского округа.
заседании комитета кокетливо признали, что они «нашли не совсем удачный
участок». Чиновники попытались снизить накал страстей, мотивируя тем,
что ситуация на сегодня не катастрофическая и находится на «уровне
слухов и домыслов», и что решение — неокончательное. Однако у Максима
Серебреникова на руках оказались железные аргументы, говорящие об
обратном. «Существует постановление главы Сысертского городского округа о
выборе участка, то есть это уже свершившийся факт», — подчеркнул
парламентарий.
Итогом совещания стало соглашение, что представители министерства и
местной администрации найдут новое место хранения и до 1 декабря 2012
года проинформируют комитет об итогах проделанной работы. Правда,
формальным поводом, стала не экологическая угроза, а непригодность
площадки по своим характеристикам. Но депутаты возмущены: выделенные
деньги были потрачены на поиск и разработку полигона, и теперь нужно
изыскивать дополнительные средства.
«Необходимо выделять новые деньги и делать это быстрей, так как уже
скоро Законодательное Собрание займется формированием областного
бюджета, — комментирует ситуацию депутат Законодательного Собрания Елена
Кукушкина. — Мы приняли решение взять на контроль ситуацию в поселке, и
попросили сделать то же самое представителей профильного министерства».
Конец цитаты.
Материалы об итогах заседания в Заксобрании выпустили также издания Уралбизнесконсалтинг в статье «Депутаты Свердловской области взяли на контроль экологическую ситуацию в поселке Бобровском», «Деловой Квартал» в статье «Вопрос по Бобровскому водохранилищу должен решиться до 1 декабря» и Интермонитор.ру в статье «Свердловские депутаты Серебренников и Перский взяли на контроль экологическую проблему в Бобровском».
UPDATED 26.11.2012 «Деловой Квартал»:
Минприроды может отказаться от чистки Бобровского водохранилища
Константин Крючков посетил поселок Бобровский, рядом с которым планируют устроить свалку токсичных отходов. Чиновник поговорил с местными жителями и предложил им три варианта решения проблемы.
Как ранее сообщал «Деловой квартал», администрация Сысертского округа и поселка Бобровский планирует присоединиться к областной программе очистки каскада водоемов, в который входит Бобровское водохранилище. Согласно этим планам, водоем очистят от донных отложений, представляющих третий класс токсической опасности. При этом донные отложения хотят помесить не на сертифицированную свалку токсичных отходов, а на поле, расположенное на возвышении вблизи жилого массива и источников водоснабжения поселка. По мнению специалистов, это приведет к отравлению подземных вод, используемых жителями в качестве питьевых источников.
Жители и дачники Бобровского поселка сумели привлечь внимание к проблеме свердловского заксобрания, министерства природных ресурсов и контролирующих органов. Так, в минувшую пятницу по инициативе депутата областного заксобрания Максима Серебренникова свердловский министр природных ресурсов нанес визит в проблемный поселок. Константин Крючков осмотрел площадку, которую администрация Сысертского округа планирует превратить в свалку токсичного ила со дна местного водохранилища. Убедившись, что площадка, предлагаемая местной администрацией, действительно расположена в опасном для поселка месте, г-н Крючков предложил несколько альтернативных этому складированию вариантов.