Китайский опыт. «Стиральная машина для черной информации» может стать менее эффективной

Я неоднократно писал ранее, что блогосфера и социальные сети стали в последнее время «стиральной машиной» для отмывки непроверенной, и порочащей информации.

Писал я также и о том, что многие вбросы в блогосфере, которые затем подхватывались СМИ, инспирированы заинтересованными лицами и имеют крайне мало общего с подлинной борьбой за правду.

Судебные процессы над лидерами заказного «блогинга засправедливость» в Свердловской области, а затем и публикация переписки федеральных лидеров такого же плана раз за разом подтверждали, что ангажированность ведущих «борцов за справедливость» в последнее время становится совсем уж неприличной.

Я не только озвучивал проблему, но и принял самое непосредственное участие в выработке практических механизмов правового противодействия. Причем таких, которые доступны частным лицам или компаниям, подвергшимся информационной атаке в блогах с последующим «разгоном» темы в СМИ

Но примеры системных мероприятий на государственном уровне — таких, которые могли бы положить конец сегодняшнему «информационному беспределу», мне до сих пор найти не удавалось. И вот, сегодня произошли изменения. Пока — не в России, а в Китае. Сколь долго будет длиться это «пока-период» неизвестно. Однако не исключено, что не так и долго.

Далее — перепост из блога Александра Кузина (al_kuzin)

Китайские методы борьбы с Интернет-вседозволенностью

Стремительное развитие Web 2.0 и, в частности, социальных сетей, которое дало мощный импульс так называемой «народной журналистике», породило не только новый уровень свободы слова,
но и беспрецедентную вседозволенность, под эту самую «свободу слова» маскируемое. Ведущим акторам мировой политики такая вседозволенность оказалась на руку — она часто провоцирует негативный общественный резонанс и способствует усилению нестабильности общества. Стоит ли удивляться, что те, кто получает дивиденды с расшатывания порядка и все возрастающего градуса возмущения, активно пропагандируют такие свободы (и даже зафиксировали право на доступ в Интернет, как неотъемлемое право человека постановлением ООН) и заявляют о государственной защите данного права во всемирных масштабах?

Поначалу такая поддержка была ненавязчивой и мягкой — ну, ездил с гастролями по России «отец «народной журналистики»» Дэн Гилмор, рассказывал собравшимся как это хорошо и правильно — рассказывать на своих страницах обо всем, что видел, делал или слышал. И он был, конечно, не единственным «просветителем», который нес народам «свет свободы». Затем в бой вступила уже «тяжелая артиллерия» и с обещаниями покровительства блогерам выступил уже и Госдеп, в лице неистовой Хиллари Клинтон.
Вопроса: «Cui bono?», — уже давно не возникает, как и давно очевидно,
что происходящее — это одна из форм глобальной информационно-психологической войны.

Социальные сети стали не только мощнейшим общественным смутьяном, но и прекрасным источником информации для спецслужб. Недавно ЦРУ признало, что имеет весьма сильную структуру, задачей которой является мониторинг и анализ соцсетей.
Понятно, что несколько сотен аналитиков разведцентра ЦРУ Open Source Center денно и нощно мониторят гигантские массивы информации не ради развития фундаментальной науки о коммуникациях — там цели проще и прагматичней.

Социальные сети, Интернет, вообще, дали миллионам людей действительно грандиозные возможности донести свое слово до всего
мирового сообщества. Стало возможным сказать правду, которую нельзя сказать другими путями. Стало возможным показать проблемы и добиться их решения. Стало возможным разоблачать высокопоставленных мерзавцев, которые чувствовали себя абсолютно безнаказанными, прикрывшись властью или деньгами, позволявшие и позволяющие им полностью блокировать традиционные каналы коммуникаций. Вместе с тем, Интернет наполнился ложью, клеветой, оскорблениями, непроверенной информацией, наконец.
Возможность широко и громко высказаться появилась у несметного числа фальсификаторов, манипуляторов, патологических лжецов и скандалистов.
Кто-то это делает «по зову сердца», кто-то ради гешефта, кто-то из-за
идеалистических убеждений, а кто-то — потому что просто идиот. Впрочем, два последних пункта, чаще всего, означают одно и то же.

Александр Кузин, Информационные войны, конкурентная разведка, политтехнологии, www.info-war.ru

На журналистов традиционных СМИ, с наступлением эпохи «народной
журналистики», словно просыпалась манна небесная. Зачем в поте лица
искать интересный сюжет, разрабатывать его, проверять источники
информации, общаться с людьми, носителями информации, задумываться об ответственности за сказанное и написанное, когда достаточно взять из Сети скандал погромче и опубликовать его? А, в случае вопросов или даже судебных исков — сослаться на источник в Интернете и тем получить индульгенцию.

Так возник замкнутый круг — из Интернета низкокачественная информация попадает в СМИ, публикацию СМИ перепечатывают и растаскивают пользователи Интернета. И все при деле, и никто не виноват — каждому есть на кого кивнуть и можно умыть руки. Вал
нарастает.

Государства и отдельные члены общества пытаются бороться с последствиями этого информационного цунами. Где-то, в особо критических случаях, государство просто и без затей дергает рубильник и отключает Интернет.
Где-то, особо активных пытаются привлекать к административной или
уголовной ответственности. Но государство — крайне неповоротливый
механизм, а потому вреда такие действия наносят изрядно — от
Интернет-блокады страдает экономика, в шестеренки репрессивной машины попадают далеко не всегда те, кто этого заслуживает, а кто заслуживает — часто не попадает вовсе. Власть — это же не монолитный механизм, с едиными целями и устремлениями, а конгломерат соперничающих кланов, лагерей, союзов, которые в своих интересах совсем не прочь использовать и возможности современных коммуникаций. Так что, и тех же блогеров, и тех же журналистов, которые работают под чьей-то надежной крышей — полно и удивляться: «Как же его еще до сих пор за такое не посадили?!», — может только очень наивный человек.

Отдельные граждане, ставшие жертвами Интернет-вседозволенности, тоже пытаются призвать к ответу сетевых беспредельщиков. Кто-то старается делать это в правовом поле, кто-то берет биту или монтировку и встречает недруга вечером у подъезда.

Такая «борьба с последствиями», разумеется, стабильности обществу не добавляет…

В свете вышесказанного, интересен опыт Китая. В Китае стремятся не
доводить до того, чтобы нужно было бороться с последствиями, а
предпочитают мудро планировать будущее и не допускать возникновения негативных последствий. Китайская цивилизация одна из древнейших в мире и за тысячелетия своего существования китайцы научились планировать далеко вперед. Гораздо дальше, чем мы. Для нас план на 10-20 лет — это уже чуть ли не предел возможного, а для Китая задумки лет на 50 вперед — это так, среднесрочное планирование. Потому и видение перспектив развития у нас принципиально разное. У нас многое наступает внезапно, что приводит к борьбе с последствиями, китайцы же предпочитают события профилактировать.

На этой неделе китайские власти объявили о введении новых, более жестких правил по отношению к журналистам в очередной попытке вернуть контроль над информацией и снизить растущее влияние микроблогов.

В заявлении, опубликованном в четверг, китайская Генеральная администрация прессы и публикаций запретила журналистам использовать неподтвержденную информацию из интернета или сообщений с мобильных телефонов в новостных статьях.

Новые правила принуждают журналистов приводить по меньшей мере два источника для любой «критичной» новости, а также лично проводить интервью в процессе сбора информации.

Еще по теме: интернет с восточным колоритом

За ложными сообщениями должны выходить исправления и извинения, а серьезные нарушения могут привести временному отстранению или отзыву государственной лицензии СМИ.

«Ложные сообщения не только наносят серьезный вред привлеченным сторонам, но и сильно подрывают доверие к новостным СМИ и даже серьезно влияют на социальный и экономический порядок», — заявила администрация в интервью, опубликованном новостным агентством Xinhua.

Администрация заявила, что с 2010 года по крайней мере одно из каждых пяти проводимых ею расследований о «незаконно опубликованных новостях» было связано с ложными сообщениями.

Высокопоставленные члены Коммунистической партии, возглавляемые членами Политбюро и главой отдела агитации и
пропаганды Китая Ли Чанчуном (Li Changchun), в последние несколько
месяцев высказывали растущую обеспокоенность трудностью пресечения ложных сообщений и слухов, которые постоянно появляются в стремительно развивающихся микроблогах, число пользователей которых достигает сотен миллионов пользователей интернета.

Еще по теме: Китай считает, что высказывания Клинтон по поводу цензуры в Интернете «наносят ущерб» связям

Некоторые микроблоги организовали команды работников, которые выслеживают и проверяют слухи, и по крайней мере несколько человек, опубликовавших ложные сообщения, были отстранены от работы.

На прошедшем в октябре ежегодном съезде Коммунистической партии, направленном на обсуждение расширения влияния культуры страны, появились призывы к повышению контроля за журналистикой и интернетом.

Власти особенно обеспокоены быстро распространяющимися слухами о коррупции или злоупотреблениями среди государственных служащих, частой темой в микроблогах, подобных Твиттеру.

Немедленный эффект от новых правил не очень ясен, но правила подействуют в большей степени на местные или региональные новостные агентства, где журналисты менее опытные, а правительственный контроль может быть менее тщательным.

Журналисты в уважаемых новостных агентствах в Пекине заявили, что слухи и неподтвержденная информация уже проверяются на точность перед публикацией.

Оригинал публикации: China Tightens Reporting Rules for Journalists
Перевод: ИноСМИ.Ru

Карикатура Гари Лока с сайта picvi.com

 

 
 

Запись опубликована в рубрике Uncategorized. Добавьте в закладки постоянную ссылку.