Журнал «Огонек»: «Не пойман — не тролль»

Журнал «Огонёк», №26 (5235), 02.07.2012

Сергей Мельников и Владимир Тихомиров — о том, как мир и Россия борются с сетевыми хулиганами

Еще недавно неискушенным в интернет-баталиях при слове «тролль» на ум приходили герои скандинавской мифологии. Но тролли — не миф: во многих странах задумались, как бороться с сетевыми хулиганами. Первыми на парламентский уровень вышли британцы — в середине июня на обсуждение внесен антитроллинговый закон против клеветы. В России такого закона нет, а троллинг стал социальным и политическим феноменом

 

Сергей Мельников

 

Дискуссия о том, кто такие тролли и как с ними бороться, началась в Великобритании в середине июня во время рассмотрения в парламенте закона против клеветы (Defamation Bill). Собственно, попытка защитить людей от оскорблений в Сети — лишь одно из положений этого обширного документа.
Правительство внесло предложение, по которому администрации сайтов обязаны разгласить информацию о пользователях, нанесших серьезный вред репутации других пользователей. Если серьезность вреда доказана в суде и сайты отказываются сообщить данные потерпевшей стороне, то им придется нести ответственность наравне с троллями.
Толчком к дискуссии стал судебный прецедент: Высокий суд Лондона предписал Facebook выдать 45-летней Николе Брукс из Брайтона IP-адреса и личные данные людей, издевавшихся над ней в Facebook. Социальную сеть впервые в истории обязали выдать подобную информацию конкретному человеку, и надо сказать, что администрация социальной сети заявила о готовности к «совместной работе с правоохранительными органами» для привлечения хулиганов к ответственности.

Никола Брукс — не популярный блогер и не селебрити, а одинокая женщина, у которой на Facebook было всего 9 друзей. В прошлом году женщина опубликовала невинный комментарий в поддержку выбывшего участника молодежного музыкального шоу, и неожиданно для себя стала мишенью для троллинга. Целых семь месяцев над ней издевались сразу несколько человек: называли Брукс «проституткой», «драгдилером», создали копию ее страницы, с которой рассылали неприличные сообщения детям…Оскорбленная женщина проявила решимость и добилась положительного вердикта суда. Сама 45-летняя Брукс стала настоящей звездой — ее фотографии появились на первых полосах газет и сетевых изданий. В интервью The Daily Mail она заявила: «Я хочу, чтобы этих людей разоблачили. Они хотели, чтобы я отреагировала, и я это сделала».

После победы Николы Брукс в суде термин «троллинг» вошел в словарь профессиональных юристов — министр юстиции Кеннет Кларк расшифровал его как «крайне неприятную деятельность, в которую вовлечены очень скверные люди». Формулировка в высшей степени обтекаемая, поэтому вслед за Кларком к поиску точного определения тотчас подключились СМИ. Так, на сайте BBC троллями назвали тех, кто осуществляет «намеренные провокации в интернете, нацеленные на то, чтобы огорчить другого или вызвать его гнев». А Зои Уильямс из The Guardian утверждала, что термин «тролль» часто употребляют неправильно.Действительно, слово стало настолько модным, а проблема обсуждаемой, что для прояснения смысла обратились к многочисленным примерам.

Скажем, троллинг или нет поступок 60-летнего Фрэнка Циммермана, угрожавшего по e-mail детям депутата Луизы Менш? И СМИ, и политики сцепились в поисках определения. Зои Уильямс стояла насмерть: троллей следует отличать от «ненавистников», для них главное не оскорбить, а начать грызню. При этом сама пострадавшая от Циммермана Луиза Менш в заметке для The Daily Telegraph внесла терминологическую сумятицу, ласково называя Циммермана «мой тролль».

С одной стороны, удивительно, что к обсуждению сетевой агрессии человечество приступило только теперь — пострадавших от виртуальных хулиганов множество, а действия преступников никак не квалифицированы. Собственно, даже и не понятно, что является преступлением и как должно быть наказано. Очевидно лишь — Великобритания оказалась одной из первых стран, где делается попытка законодательно ограничить сетевых безобразников.

Питер Стивенсон возглавляет исследовательский центр, занимающийся вопросами информационной безопасности в Университете Норвича (США). В интервью «Огоньку» он объясняет: надо различать онлайн-преследования, которые должны караться законом, и троллинг, который по сути провокация, попытка вывести из себя реальных пользователей.Если первых преступников можно вычислить и надо наказать, то что делать с троллями, пока не понятно.

— Преследования троллей со стороны судебной системы кажутся практически невероятными. Не тот масштаб,— объясняет Питер Стивенсон,— За троллями должны пристально следить модераторы форумов и своевременно удалять их сообщения и профили, а что касается Facebook и Twitter, то, учитывая многомиллионные масштабы этих сервисов, я не верю, что в них каким-то образом можно расправиться с троллингом.

Но если бороться с троллингом пока невозможно, то попытаться наказать злоумышленников за оскорбления в интернете — вполне. В Англии брань в режиме онлайн уже трижды приводила к арестам: в сентябре прошлого года 25-летний Шон Даффи был арестован на 18 недель за оскорбительные надписи и видеозаписи, которые он выкладывал на странице в Facebook, посвященной памяти 15-летней девочки, покончившей жизнь самоубийством. Полицейские вычислили тролля по адресу электронной почты.Два других случая, в которых сетевые жулики понесли наказание, схожи с делом Даффи: в 2010 году 36-летний безработный Колм Косс получил 18 недель ареста за оскорбления, написанные им на различных памятных страничках Facebook. А в этом году студент Лайам Стэйси посмеялся в Twitter над темнокожим футболистом Фабрисом Муамбой, у которого прямо на поле случился инфаркт, и расплатился за свою насмешку 56 днями тюрьмы.

Приведет ли новый закон против клеветы к тому, что все большее количество троллей будут ловить и судить? Эксперты не уверены: например, по новому законодательству можно подавать жалобы только на сообщения, полученные в течение последнего года.
Также для самых одиозных троллей остается немало технических возможностей, чтобы не быть пойманными: можно, например, выходить в глобальную сеть из интернет-кафе или из других публичных точек доступа.Кроме того, как пишет Донал Блэйни, возглавляющий юридическую компанию Griffin Law, не стоит забывать о том, что «в новом законе речь идет только о клевете, а ведь в интернете существуют еще оскорбления, домогательство, злоупотребление доверием, вторжение в частную жизнь».

Также он обращает внимание на то, что официальная атака на троллей только раззадоривает их: «После судебного решения по делу Николы Брукс внимание троллей к ее странице усилилось». И совсем не факт, что Facebook технически сможет отыскать действительную информацию о наиболее яростных троллях, атаковавших женщину.Разгул троллей ставит вопрос о безопасности пользователя в Сети. Гарантий, что ты не будешь оскорблен в виртуальном пространстве, нет ни у кого — ни у сильных мира сего, ни у одиноких затворников, имеющих минимальное количество друзей в Сети.

Основное правило, о котором пишут и BBC и The Guardian, заключается в том, чтобы не вступать с троллем в полемику. Хотя и по этому поводу ведется дискуссия. Британский юморист и тележурналист Доминик (Дом) Джоли называет себя «убийцей троллей» и выступает за активное сопротивление. В своем Twitter он ежедневно определяет «тролля дня» — человека, написавшего самый злобный комментарий. «Как правило, я вежливо прошу лауреатов, чтобы они научились говорить по-английски — троллей это очень раздражает».
Нескольких троллей Джоли удалось уничтожить: на странице одного из провокаторов юморист увидел запись: «Мама, в какое время мне подходить к воскресному ланчу?» Джоли понял, что перед ним ребенок, показал оскорбительные твиты его матери, и через четыре часа аккаунт был удален.
А однажды Дом Джоли вообще написал в компанию, в которой работал тролль, и под угрозой обращения в полицию заставил наложить взыскания на сотрудника-хулигана.

У рядовых пользователей атаки троллей не вызывают ничего, кроме раздражения. Питер Стивенсон из Университета Норвича, называющий себя кибер-криминологом, уверен, что «каждый человек, входящий в публичное пространство интернета, должен помнить, что существует тип людей, жаждущих власти любой ценой, даже посредством крайне невежливых провокаций — в Сети таким людям самоутвердиться проще, чем в реальном мире. Для обычного пользователя главное — не реагировать обостренно на всякое оскорбление или угрозу и помнить, что он все-таки находится в виртуальном пространстве».
Занимательное троллеведение
Детали
Сегодня каждый из нас сталкивается в социальных сетях с троллингом — либо с прямым и циничным, либо с таким тонким, что понять насмешку порой способен только сам тролль. Столь же велики и разнообразны типажи троллей, которых условно можно разделить на несколько групп
Тролль-обличитель
Самый распространенный вид тролля, но при этом у каждого из них есть своя любимая тема, которую они пытаются впихнуть по любому поводу. Обсуждаете вы на форуме детское мыло, пятна на Солнце или турпоездку в Тагил, но в какой-то момент появляется тролль с заявлением «во всем виноват Чубайс». Или, допустим, «это страна такая». Всех несогласных со своей точкой зрения он изощренно оскорбляет.
Тролль-эгоцентрик
Этот тип стремится не конфликтовать с собеседниками, но завоевать чрезмерное внимание в коллективе. О чем бы вы ни говорили в начале беседы, ее финал тролль-эгоцентрик постарается перевести на себя любимого. И на обсуждение своих последних успехов — какое у него доходное предприятие, какая у него марка автомашины, где он предпочитает отдыхать.
Тролль-советчик
Это особый вид троллинга, который заключается в том, что тролль под видом знатока начинает писать на форумах совершенно абсурдные вещи. Такой вид развлечения популярен на компьютерных и технических форумах, где встречаются люди, которых может рассмешить тот факт, что вы не знаете, чем язык программирования FoxPro отличается от ActionScript.
Тролль-пироман
Это тролль, который пришел на форум просто развлечься и может менять любимые темы в зависимости от обстановки. К примеру, вчера он яростно обвинял Путина, сегодня защищает его грудью, а завтра станет обсуждать программирование. Его цель — вызвать взрыв негодования от участников, а повод тут неважен.
Тролль-порнограф
Этот тролль ни с кем не спорит, а просто засоряет ваши страницы порнографическими фотографиями различной степени отвратительности. Обитают, как правило, в социальных сетях «Одноклассники», «В контакте» и Facebook, где могут разнообразить ваш альбом «Отдых на даче» снимками сексуальных извращений, причем к телу развлекающихся гомосексуалистов может быть приставлена ваша голова. Это шутка такая.
Тролль по найму
Вряд ли эту породу можно вообще отнести к троллям. Это ведь обычные люди, которые на интернет-форумах работают за деньги, пытаясь моделировать нужное мнение в социальных сетях. Их работодателем может быть кто угодно — политики, фирмы, да и просто частные лица. Но всех троллей по найму объединяет одна черта: они не бойцы. Они не будут с пеной у рта доказывать свою точку зрения, а просто тихо уйдут. В конце концов, им платят за количество заказных постов, а не за споры.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1957046

Еще материалы по теме ботов, ботоводства и троллинга.

Кейс по социальной инженерии. Манипулятивное удаление участника группы силами модератора.

Боты в психологических онлайновых операциях. Американский опыт.

Манипулирование в блогах, форумах и социальных сетях. Эволюция ботов.

Почему крупные страны разрабатывают системы управления ботами в соцсетях, форумах и блогах

Совершенствование ботов для социальных сетей. Сделан новый шаг.

«Розвідка України»: Open Source Intelligence Center ЦРУ мониторит социальные медиа по всему миру

Елена Ларина о сути проекта ФБР по мониторингу социальных сетей

Борцам с «черным PR» и специалистам контрпропаганды. Игорь Ашманов: как отличить новость от вброса.Борцам с «черным PR» и специалистам контрпропаганды. Игорь Ашманов: как отличить новость от вброса.

Журнал «Огонек»: «Не пойман — не тролль»

Журнал «Огонек» о российском троллинге: «Куда летят «утки»?

 

 
 

Запись опубликована в рубрике Uncategorized. Добавьте в закладки постоянную ссылку.